26 марта в корпусе ЧГУ на Советском пр., 8 состоялась встреча студентов и преподавателей с известным российским режиссером, сценаристом, продюсером, художественным руководителем студии «ЮГ» и театра «Модерн», членом общественной палаты Московской области, академиком Российской академии кинематографических искусств «Ника», академиком рекламы (АКАР), лауреатом премии президента РФ (2003) и «Ники» (2007) Юрием Грымовым.
По словам режиссера, заниматься просто коммерческими продуктами ему стало «как-то вдруг неинтересно», поскольку ему нужна была свобода, которую не найдешь нигде, кроме как в театре! Как говорится, это сладкое слово — свобода!!!
Надо сказать, что столичный мэтр весьма остер на язык и не подбирает слов в выражении своих оценок. Вот один из его перлов, в хорошем смысле слова (авторская речь сохранена):
«Когда я ехал по улицам Череповца, то увидел на домах и билбордах не рекламу, а, скорее, объявления, например: «Профнастил — это дешево!». Не стали заморачиваться и думать. Не было идеи, а дали объявление, только большое... И где свобода творчества и самовыражения? Качество должно зависеть и от количества. У кого больше шансов попасть в цель — у автомата или пистолета?
И когда мы говорим, что выпускаем 70 фильмов и сразу попадаем... Это ложь (пистолет может стрелять точно, но у автомата больше шансов на успех).
Но театр — роскошь, на которую надо готовиться. В театре как таковом нет цензуры. В телевидении — есть: политическая, в кино — финансовая и т. д.
Театр не идет навстречу к зрителю, зритель должен сам прийти к нему. К примеру, на нашем телевидении начали «красить» старые фильмы. Это ужас, сам смысл в черно-белом изображении в нарративе, особенно это касается триллеров. Вы представляете себе фильмы Хичкока в цвете? Лично я – нет. «В бой идут одни старики» — это гениальный фильм Быкова, где всё построено именно на черно-белом фоне. И перекрашивать фильмы — абсурд. В США Трамп хотел сделать цветным культовый американский фильм "Гражданин Кейн" (англ. Citizen Kane) — американский драматический кинофильм 1941 года, первый полнометражный фильм 25-летнего Орсона Уэллса, который сыграл в нём главную роль. Ему не разрешили и покрутили у виска.
Когда государство вмешивается в культуру — это тупиковая ситуация.
Что касается актеров, то актер для меня — это музыкальный инструмент. И он заставляет вас плакать в театре. В жизни вы не должны плакать.
И на самый часто задаваемый вопрос, почему мы не снимаем, как на Западе, я отвечу так: в 90-е в наше сознание заложили две вещи: 1. Не умеем делать автомобили. 2. Не умеем снимать фильмы (как Запад).
А мы не должны снимать, как на Западе, у нас свое кино».
Подводя некий итог, скажу, что встреча по времени была непродолжительной и не на все вопросы мэтр успел ответить. Тем не менее встреча была насыщена духом искусства и свободы, но я не получил для себя самый главный ответ, а именно: «Что первостепенно — деньги или искусство?» Может, реклама лучше бы звучала в таком виде: «Вам дрова нужны?». Ведь все гениальное – просто: Волга впадает в Каспийское море, лошади едят овес, а лучшая реклама – это качество товара, а не его слоган? Сразу вспоминаешь фильм «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», в котором обыгрывается смысл самого существования таких рекламных билбордов. Картина отличная, советую посмотреть. Кстати, фильм западный.
Лев Снегов.
Фото:wikipedia.org
Все ваши сообщения мы читаем и все пожелания учитываем, но, к сожалению, ответ не гарантируем.