В прошлом году состоялась премьера режиссерского дебюта Константина Хабенского – фильма «Собибор». Я прекрасно отношусь к Константину Хабенскому как к актеру, но не совсем согласен с его взглядом на историю побега советского офицера Печерского из концлагеря Собибор. Я ожидал какого-то более жесткого воплощения образа советского военнопленного и более реального изображения немецких офицеров и охранников. История К. Хабенского – это история жертвенности. Если сравнить фильм с «Судьбой человека» С. Бондарчука, то сравнение явно в пользу последнего. Вообще, кинолента «Собибор» позиционировалась, как нечто новое в прочтении истории Второй мировой войны. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что еще в 1987 году британским режиссером Джеком Голдом был снят фильм «Побег из Собибора» с Рутгером Хауэром в главной роли. Голд показал людей, которые борются, а Хабенский – страдающих евреев. Но ведь организовал побег советский офицер! Поэтому и главные герои обоих фильмов выглядят диаметрально противоположными. Кроме того, фильм Д. Голда более соответствует реальной истории. Например, охранниками в лагере были украинцы, а не немцы. Голд сделал упор на героизм. Его герои не склонили головы, они продолжают оставаться солдатами, а не жертвами. Конечно, может быть, эта невыдуманная история и снята в жанре боевика, но, как ни странно, герои вызывают симпатию и желание им подражать. А фильм Хабенского оставляет унылое впечатление, несмотря на удачный побег советских солдат из плена. Если честно, даже не верится, что такие военнопленные смогли противостоять жестокости нацистов и выстоять.
Вот такие два прочтения одного события. В любом случае оба фильма – авторские и заслуживают внимания зрителя.
Лев Снегов
Фото: афиша фильма «Побег из Собибора», 1987
Все ваши сообщения мы читаем и все пожелания учитываем, но, к сожалению, ответ не гарантируем.